Цифровое телевидение
По сути своей, все стандарты цифрового телевидения (ЦТВ), вокруг которых бушуют такие страсти и уже сломано столько копий, являются наиболее успешными попытками практического решения задач цифрового представления и сжатия информации, теория которого была сформулирована и доказана в трудах Н. Винера, К. Шеннона, А. Колмогорова, В. Котельникова еще в 30-х годах ХХ века. Интересно, что введение изданной в 1965 году книги «Телевидение и теория информации», где были изящно и доступно изложены теоретические положения цифровой компрессии видеосигнала, содержало и такую «отрезвляющую» фразу: «К сожалению… практика применения теории информации в телевидении пока еще стерильна». Сегодня, четырьмя десятилетиями позже, наконец, наступило время, когда эта теория перестала быть бесплодной, и мы склоняемся над колыбелью младенца, только что пришедшего в мир. Это «новорожденное» явление — цифровое телевидение, которое (и это уже очевидно) изменит и облик самого телевидения, и образ жизни телезрителей.
В массе своей аналоговая вещательная аппаратура пока еще преобладает, но довольно быстро сдает одну позицию за другой. Полтора десятка лет назад, говоря «цифровое телевидение», имели в виду использование цифровых линий связи — наземных или спутниковых — для дальней передачи аналогового телевизионного сигнала, оцифрованного на выходе студии. На приемном конце его снова превращали в аналоговый, который и получал пользователь. Затем цифровая техника мало-помалу стала проникать в собственно телевидение. Появились цифровые генераторы спецэффектов, корректоры временных искажений, микшеры, коммутаторы… Постепенно формировались цифровые комплексы подготовки программ, существенно расширившие возможности режиссера и повысившие качество телевизионной картинки. Но говорить о полномасштабном переходе к действительно цифровому телевидению стали только после появления систем цифрового телевизионного вещания. Что касается России, то за точку отсчета, очевидно, следует принять июль 1997 г., когда на собрании СЕРТ (небезызвестное собрание «Честер-97» по планированию цифрового наземного телевизионного вещания в Европе) наши специалисты обратили внимание на усиленное давление со стороны ряда европейских администраций с целью ускорить внедрение систем цифрового наземного телевещания. Результатом консультаций, всевозможного рода совещаний и встреч на различных уровнях стала одобренная уже в 1998 году «Концепция внедрения наземного цифрового вещания в Российской Федерации». Если верить ей, то к 2015 году в России все телепередатчики должны будут работать только «в цифре». Нам с вами сложно судить сегодня, так ли уж необходимо было пять лет назад форсировать события, стараясь предопределить пути развития телевидения аж на два десятилетия вперед. Почему нас так торопят с принятием стандарта — понятно. Европейцы, в частности, видят в этом реальный шанс выиграть у Америки и Японии гонку за завтрашний рынок телевизоров, студийной и вещательной аппаратуры, завтрашнего зрителя (и, не забывайте, рекламопотребителя). И дело здесь вовсе не в мегабитах, децибелах или килогерцах, а в том, как распределятся рабочие места и деньги, необходимые для создания абсолютно новой системы вещания. С такой ситуацией мы уже встречались. Она повторяется снова и снова при возникновении очередного «PR-смерча» технологической революции. Вспомните, например, как лет двадцать назад нам прямо-таки навязывали аналоговый стандарт телевидения высокой четкости. Никто не спорит, что ЦТВ — нужно. Но есть три нерешенных вопроса, вызывающих шквал эмоций и страстные споры сторонников той или иной точки зрения. Это — выбор стандарта, определение полос частот и осуществление контроля над распространением цифрового контента.
Борьба за стандарт
На поле битвы за ЦТВ основными соперниками сегодня являются европейский стандарт DVB, американский ATSC и японский ISDB. Не углубляясь в технические подробности, взглянем на них глазами потребителя и вещателя. В Европе сигналы ЦТВ рассматриваются как часть «начинки» общего телекоммуникационного «контейнера», в котором передается самая разная информация. Телепрограмма в такой системе — всего лишь некий объект, наравне с другими объектами — файлами данных, рисунками и текстами. Для приема такого контейнера предполагается применять некое новое интеллектуальное программно-управляемое устройство, названное Set Top Box (STB), которое позволяет принимать цифровые потоки из различных физических каналов — спутниковых, кабельных или наземных. Изображение выводится на обычный телевизор, звук — на домашнюю стереосистему, файлы — на персональный компьютер и т. д. При наличии обратного канала и специального программного обеспечения телезритель получает возможность выбирать любую из предлагаемых дополнительных услуг ЦТВ (конечно, при условии, что он за нее платит). Впечатляющие возможности такой системы уже продемонстрировала BBC в Великобритании. Здесь, кроме традиционных телепередач, абоненту предлагается, не вставая с кресла у телевизора, принимать и отправлять электронные и факсимильные сообщения; работать с базами данных; при просмотре футбольного матча выбирать ту камеру (из установленных на стадионе), которая «смотрит», например, на любимого игрока, на определенное место на поле или трибунах; участвовать во всевозможных голосованиях и опросах; покупать товары и услуги по кредитной карте и т. п. Это — относительно новый рынок платных услуг, объемы и возможности которого еще не до конца осознаны самими вещателями. В США ситуация иная. Основная ставка развития цифрового телевидения сделана здесь на телевидение высокой четкости (ТВЧ). Поэтому в стандартной полосе телеканала телевещатели передают только одну телепрограмму, но программу, в которой и изображение, и звук только высшего качества. Понятно, что, поскольку ресурс использован для обеспечения ТВЧ-вещания, то ничего дополнительного в этот канал «впихнуть» уже не удается. Мало того, американцы попросту «выпихивают» вещание из традиционных полос частот, официально «закрывая» с 2008 г. аналоговое телевещание, обязывая производителя после 2004 г. выпускать только телевизоры, способные принимать сигналы ЦТВ. Стандарт DVB-T, безусловно, более гибок, он позволяет телевещателю выбирать скорость передачи, параметры модуляции и кодирования. Низкоскоростные режимы могут быть использованы для увеличения дальности приема без увеличения мощности передатчика, а также для мобильного сервиса. За эти возможности приходится расплачиваться либо уменьшением числа телепрограмм в телеканале, либо понижением их качества. Японский ISDB очень похож на DVB и представляет собой некий разумный компромисс между двумя предыдущими. Он еще более гибок, главной его целью декларируется интерактивность и интеграция всех служб вещания. Что касается качества изображения, то поскольку все три стандарта используют один метод компрессии MPEG-2, при прочих равных условиях качество они должны обеспечивать одинаковое. Это в корне отличает цифровое телевидение от аналогового, где картинка SECAM заметно хуже той же картинки PAL. Кроме того, для ЦТВ вопрос «Что лучше?» совершенно неуместен. Ведь если в аналоговом телевидении способ кодирования цвета и модуляция влияют на качество изображения, то в цифровом ТВ от метода модуляции и кодирования зависит лишь надежность приема, и если прием обеспечен, то картинка всегда получается «чистой» (без сетки, муара, снега и пр.). В противном случае изображение рассыпается на пикселы, и мы имеем просто надпись «нет сигнала» на темном экране. Таким образом, для телезрителя безразлично, по какому цифровому стандарту происходит доставка изображения к телевизору, поскольку качество сигнала у зрителя будет определяться только качеством его приемника. Это, помимо всего прочего, означает еще и то, что от стандарта никак не зависит, сколько заплатит потребитель. Это будет определяться не стандартом, а набором предлагаемых услуг. Поэтому если на выбор стандарта сегодня не влияет политика, то, вероятно, не следует оставлять этот выбор на усмотрение вещателя. Доводы сторонников «жесткого регулирования» о том, что при наличии двух стандартов зрителям придется покупать два телевизора, не выдерживают критики. Многосистемные телеприемники давно уже не экзотика.
Источник: http://dg-tv.ru/cifrovoe.htm |